Новая статья: «Что такое Scrum? Не путать со scam»
Minerva Media — Блог о новых трендах в корпоративном обучении

Что такое Scrum? Не путать со scam

Менеджмент процессов IT
Время прочтения: 6 минут
Scrum («Скрам») — это гибкий подход к работе, при котором весь её объём делится на короткие этапы, называемые спринтами (обычно 1–4 недели). В начале спринта команда решает, что именно будет сделано. Потом все сосредотачиваются на этих задачах. В конце спринта команда показывает результат, пусть даже минимальный, но уже работающий.

В статье рассказываем об элементах Scrum-подхода, о том, чем он отличается от других методик и как его использование помогает достигать бизнес-результатов быстрее и без потери качества.

В чём суть методологии Scrum

Scrum относится к семейству Agile — группе подходов для гибкого управления проектами. Он помогает командам быстро адаптироваться к новым вводным в процессе работы, например при изменении требований заказчика, потребностей аудитории или ситуации на рынке.
Сам термин Scrum пришёл из регби. Слово переводится как «схватка». Впервые метод управления проектами Scrum описали и представили на исследовательской конференции OOPSLA’95 в Остине программисты Джефф Сазерленд и Кен Швабер. Они вдохновлялись слаженной командной работой американских военных и спецназа.
Сначала подход использовался среди разработчиков, а затем стал проникать в другие сферы бизнеса: маркетинг, образование, HR и рекрутинг, издательский бизнес, ивент-менеджмент и др.
Чтобы понять, как выглядит Scrum-подход, представьте, что вы разрабатываете новое мобильное приложение — трекер привычек. Сначала выпускаете минимально рабочую версию (MVP) с одной функцией, например с такой, которая позволяет отмечать, сколько воды выпито за день. Люди начинают пользоваться приложением и оставлять отзывы — просят добавить напоминания, аналитику и интеграцию с умными часами.
В итоге вы не ждёте полгода, чтобы выпустить сразу идеальный продукт. Вместо этого команда работает спринтами: каждые две недели добавляет и тестирует новую функцию. После каждого релиза собираются отзывы, комментарии, вносятся корректировки — и снова в бой. Такой подход помогает не просто выпускать продукт, а делать его полезным на каждом этапе. Это и есть Scrum.

Элементы Scrum

В Scrum есть пять регулярных событий, которые задают рабочий ритм, служат точками планирования и контроля для команды, и три артефакта — три объекта с ключевой информацией по продукту или процессу разработки.
События:
  • Планирование — встреча в начале спринта, на которой команда решает, какие задачи берёт в работу и как собирается их реализовать.
  • Спринт — это короткий цикл работы, обычно 1–4 недели. В ходе него команда берёт задачи из бэклога и делает готовый «кусок» продукта.
  • Стендап (он же дейли) — ежедневная встреча на 15 минут, где каждый специалист сообщает, что сделал вчера, что будет делать сегодня и что может помешать двигаться дальше.
  • Демо — презентация того, что получилось за спринт. Команда показывает результат заказчику и получает фидбэк.
  • Ретроспектива — встреча в конце спринта, где команда обсуждает, что пошло хорошо, что не очень и как работать эффективнее в следующий раз.
Артефакты:
  • Бэклог продукта — список всех требований к продукту. Его формирует и обновляет владелец продукта (Product Owner). Именно он решает, что важнее сделать в первую очередь.
  • Бэклог спринта — список задач из основного бэклога, которые команда запланировала выполнить в текущем спринте.
  • Инкремент продукта — результат спринта. Это тот самый «кусок», который уже работает и потенциально может быть показан пользователям.
Жизненный цикл Scrum-подхода

Какие роли есть в Scrum

Оптимальное количество человек в Scrum-команде — от пяти до девяти. У каждого есть своя зона ответственности и роль, и это не просто «начальник» и «исполнитель». В Scrum всё завязано на взаимодействии и взаимопомощи, а не на иерархии. Здесь есть три ключевые роли, от которых зависит, насколько хорошо будет работать команда.
Три ключевые роли:
  • Владелец продукта (Product Owner). Он отвечает за то, чтобы у команды была чёткая цель и понимание того, какой продукт нужно создать.
  • Scrum-мастер. Следит за тем, чтобы команда работала по правилам Scrum, помогает преодолевать препятствия и улучшать процессы. Он не управляет конкретными задачами, а направляет команду.
Кстати, Scrum-мастер — это отдельная профессия. На одном из сервисов по поиску работы сейчас более 100 вакансий для таких специалистов.
  • Команда разработки (Developers). Сюда входят программисты, тестировщики, дизайнеры и любые другие специалисты, которые работают над созданием продукта. Они выполняют задачи из бэклога, общаются и корректируют действия на основе фидбэка.

Как выстроить работу по Scrum: 7 шагов

Каждый спринт включает ряд этапов: аналитику, разработку, тестирование, ревью, встречи с заказчиком и другие. Все они должны выполняться в определённом порядке. Рассмотрим, как пошагово внедрить Scrum-методологию в проект.
0. Обучить команду
Важно, чтобы все специалисты на проекте понимали, как работает Scrum. Чтобы сотрудники быстрее осознали, что такое Scrum, используйте систему для обучения сотрудников Minerva Learn. В ней легко составлять уроки, тесты и практические задания, а при необходимости обновляйте контент, чтобы знания оставались актуальными.
Экран страницы обучения в Minerva Learn
1. Распределить роли
В каждой Scrum-команде есть ключевые роли. Перед стартом работ нужно определить, кто будет владельцем продукта, кто — Scrum-мастером, а кто войдёт в состав команды разработчиков, то есть всех остальных специалистов проекта.
2. Создать бэклог продукта
В начале итерации нужно собрать общую встречу команды и всем вместе обсудить требования заказчика, а затем сформировать бэклог продукта, расставить задачи по приоритетам и согласовать итоговый список с заказчиком.
3. Запланировать спринт
Далее из верхней части бэклога участники должны выбрать задачи для ближайшего спринта и распределить их между собой. Ещё на этом этапе члены команды согласовывают ресурсы и критерии успеха для каждой задачи.
4. Проводить стендапы
После распределения задач начинается спринт — команда уходит в работу. Важно соблюдать события Scrum и ежедневно собираться на короткие встречи на 10–15 минут — дейли-митинги. Они позволят всей команде держать руку на пульсе.
5. Протестировать продукт
Проверяем продукт или его отдельные части на работоспособность: работают ли функции и насколько корректно, соответствует ли продукт требованиям заказчика на этом этапе.
6. Провести обзор спринта и ретроспективу
В конце итерации важно провести две встречи: обзор и ретро. На обзоре команда показывает работу заказчику и получает отзывы. На ретроспективе коллеги между собой обсуждают, что в спринте прошло хорошо, а что можно улучшить и как это сделать.
7. Повторить процесс
После получения отзывов команда приступает к доработкам, то есть возвращается к этапу планирования спринта и распределения задач из бэклога. И далее всё идёт по перечисленным шагам снова.
Если в процессе работы возникают ошибки, например сроки спринта не соблюдаются, то владелец продукта и команда корректируют план, перераспределяют задачи или изменяют приоритеты. Основная идея Scrum — это регулярное получение фидбэка и адаптация процесса на основе фактов, а не предположений.

По каким принципам работает Scrum-команда

Чтобы подход реально работал, важно, какие ценности лежат в основе методологии. Вот ключевые принципы, на которых держится работа по Scrum:
  • Постоянное совершенствование. Команда регулярно анализирует работу на ретроспективах и ищет, что можно улучшить в процессах, в коммуникации или во взаимодействии с заказчиком. Scrum не про идеальный процесс с первого раза, а про то, чтобы каждый спринт становился лучше предыдущего.
  • Автономность. Каждый участник несёт ответственность за свою часть работы и общий результат. Команда сама решает, как лучше выполнять задачи, распределяет роли внутри и не зависит от контроля извне. Это позволяет быстрее принимать решения и гибко реагировать на изменения.
  • Кросс-функциональность. Scrum-команда собрана так, чтобы внутри неё были все нужные компетенции для выполнения задач от и до — без постоянного привлечения внешних специалистов. Это делает команду самостоятельной и помогает двигаться быстрее.
  • Прозрачность. Все члены команды имеют доступ к информации о проекте. Цели, задачи, приоритеты и статусы всегда на виду. Благодаря этому каждый понимает, как его работа влияет на результат, может вовремя внести предложения или обозначить проблему.
  • Фокус на ценностях. Работа строится вокруг самых важных задач, которые приносят наибольшую ценность заказчику. При этом команда регулярно пересматривает приоритеты, чтобы быть уверенной, что она движется в правильном направлении и делает продукт, который нужен рынку.

Scrum, канбан и Agile: в чём разница?

Scrum является частью Agile. Часто их путают и используют как синонимы, но это неверно. Scrum — это конкретный фреймворк в рамках Agile, а сам Agile — это общая философия и набор ценностей.
На примере тайм-менеджмента: Agile — это идея о том, что временем нужно управлять эффективно, а Scrum — это как метод Pomodoro с чёткими отрезками, перерывами и правилами. У него своя структура и свои этапы, но всё это в духе Agile.
Ещё частью Agile является канбан. Он сосредоточен на визуальном управлении потоком задач с помощью доски и карточек. В Kanban нет фиксированных итераций и новые задачи могут добавляться в любой момент.

Кому подойдёт Scrum, а кому нет

Scrum отлично внедряется в проекты в сферах, где важно быстро запускать продукты, получать отзывы и вносить изменения на ходу: IT, маркетинг, ретейл, образование, производство и так далее. Также Scrum любят стартапы, да и вообще все, кому важна скорость, прозрачность и гибкость процессов.
Однако Scrum не подойдёт проектам, где есть жёсткие рамки по бюджету и срокам. Если продукт будет работать только в полноценном виде, а его части не несут ценности по отдельности, то такая методика может не дать желаемых результатов. Например, такой подход не подойдёт для производства электроники, где одна деталь не играет роли, а важен продукт целиком.
Выбор зависит от конкретных задач: если нужна гибкость, частые итерации и возможность корректировать курс на лету — выбирайте Scrum. А вот если результат нужен целиком и сразу, без промежуточных версий, то лучше рассмотреть другой подход.
Похожие статьи: