Время прочтения: 18 минут
Почему знания бесполезны без грамотной системы их передачи

Как обучение персонала влияет на бизнес-показатели

Что входит в систему обучения персонала
1. Первичное обучение при онбординге
2. Профессиональное обучение и повышение компетенций
- В продажах — освоение новых техник переговоров или CRM.
- В производстве — обучение работе с новым оборудованием или стандартам контроля качества.
- В IT — практические курсы по новым инструментам или языкам программирования.
- Учить тому, что действительно нужно для работы. Строить программу, учитывая задачи бизнеса. Например, если внедряется новый инструмент (CRM, система аналитики, стандарты сервиса) — делать практическое обучение под него.
- Предоставить выбор форматов. Например, для сотрудников, которые работают с клиентами напрямую (продавцы, кассиры, консультанты), подойдут короткие видеоуроки или интерактивные подсказки на смартфоне; для аналитиков — более подробные инструкции и мастер-классы.
- Поддерживать индивидуальный темп. Давать возможность возвращаться к сложным темам, учиться в удобное время и с любого устройства, проходить обучение поэтапно. Поэтому на обучающей платформе должна быть функция «Пересмотреть модуль» или «Поиск по базе знаний».
- Обеспечить быстрый доступ к знаниям. Строить систему так, чтобы нужная информация была под рукой в момент работы. Например, выбрать LMS-платформу с GPT-поиском по базе знаний, встроить справочные подсказки в рабочие инструменты (CRM, терминалы и т. п.).
- Регулярно обновлять обучение под изменения в бизнесе. Постоянно актуализировать курсы под новые процессы, стандарты и инструменты. Например, при изменении стандартов качества сразу обновлять соответствующий модуль в системе обучения.
3. Развитие soft skills

4. Оценка навыков и развитие персонала

Запускаем эффективное обучение персонала
- Определите цели обучения

- Проведите мини-интервью с командой. Узнайте, что чаще всего спрашивают новички; есть ли что-то, что опытные сотрудники вынуждены объяснять много раз; какие критические ошибки совершают стажёры при онбординге и т. д.
- Попросите старших сотрудников описать, что они хотели бы, чтобы новички уже знали на первой неделе. Приведите полученные данные в систему.
- Проанализируйте, где чаще всего срываются сроки или допускаются ошибки, что именно вызывает затруднения.
- Посмотрите, какие процессы регулярно меняются и требуют актуализации знаний.
- Оцените пробелы при переходе сотрудников на новые должности — каких материалов не хватает для быстрой адаптации.
2. Оцифруйте опыт старших сотрудников, топ-менеджеров

- Аудио. Попросите сотрудника прислать в голосовых сообщениях всё, что он знает по теме. Это быстрее и проще, чем писать. Затем транскрибируйте запись (можно с помощью ИИ) и сделайте краткую выжимку.
- Видео. Проведите короткий созвон с экспертом, подготовьте вопросы. Запишите разговор, а затем оформите его в виде гайда.
- Текст и другие форматы контента. Попросите сотрудника, имеющего важный опыт, оформить его в удобном виде: документ Word, чек-лист в Google Docs, статья в базе знаний или другой привычный формат. Главное, чтобы информация была сохранена и доступна в любое время.
3. Выберите платформу для хранения знаний и обучения сотрудников
- На понятный интерфейс и простоту запуска. Навигация на платформе должна быть максимально простой, не должна требовать сложной настройки и программирования.
- На удобный доступ для всех членов команды. Чтобы сотрудник изучал только необходимые инструкции и проходил обучение в своей сфере, на платформе должна быть предусмотрена функция ролевого доступа к курсам и знаниям.
- На актуальность информации и оповещения об изменениях. Вовремя обновлённая информация — залог эффективного обучения. Если в компании видоизменяются процессы и инструкции, команда должна узнавать об этом сразу.
- На поддержку разных форматов. Видео, аудио, PDF, статьи, внешние ссылки, тесты, карточки — чем больше форматов поддерживается на платформе для обучения сотрудников, тем проще его адаптировать под вашу специфику.
- На отчётность и аналитику. Важно видеть, кто уже прошёл обучение, на каких этапах возникают затруднения и в каких темах чаще всего допускаются ошибки. Это помогает не только контролировать прогресс, но и своевременно улучшать материалы и адаптировать курсы под реальные потребности бизнеса.
- На техподдержку. В первое время будут возникать вопросы. Хорошо, когда есть оперативная связь с менеджерами платформы.


Наполните контентом базу знаний и создайте обучающие курсы






Анализируйте эффективность корпоративного обучения

- провести анализ контента и процессов работы со знаниями;
- подготовить контент-менеджеров;
- организовать обмен знаниями между отделами;
- привести в порядок структуру хранения информации, чтобы сотрудники без труда находили нужные данные.
