Новая статья: «Новые технологии обучения на базе AI и VR»
Minerva Media — Блог о новых трендах в корпоративном обучении

Новые технологии обучения на базе AI и VR: как компании масштабируются без кратного увеличения бюджета

HR Менеджмент процессов
Время прочтения: 7 минут
По данным РБК, презентации и семинары с кофе-брейком перестали работать с 2022 года.
Теперь обучение — это не просто HR-инициатива, а стратегический бизнес-инструмент, особенно в условиях, когда рынок быстро меняется. Новые технологии и требования к бизнесу требуют постоянного апдейта навыков, а значит, и подход к обучению должен быть другим.
Компании всё чаще ищут способы встроить обучение в рабочий процесс — без отрыва от задач, с понятной аналитикой и быстрым возвратом инвестиций.
Мы разобрали несколько новых методик и технологий обучения, которые превзошли по эффективности старый формат и уже успешно используются крупными и средними бизнесами.

Почему прежний формат обучения больше не работает

Ещё в 1885 году Герман Эббингауз опубликовал монографию «Über das Gedächtnis», где описал эксперимент, проведённый над самим собой. Он решил проанализировать, насколько быстро забывается тяжёлая для восприятия информация, если её не повторять. Для проверки гипотезы он создавал списки бессмысленных слогов, затем периодически возвращался к ним и записывал, сколько слогов удалось запомнить.
В результате родилась «кривая забывания», которая показала, что 70% информации забывается уже в первые сутки.

Что влияет на скорость забывания

Сложность материала. Чем сложнее и менее знакома тема, тем труднее её удержать в памяти. Например, абстрактная или перегруженная терминами информация запоминается хуже, чем простая и наглядная. Также сложный материал требует больше времени и повторений для закрепления.
Способ подачи. Сухой текст забывается быстрее, чем материал, представленный через:
  • визуализацию (графики, схемы, инфографика);
  • сторителлинг (сюжет, персонажи);
  • игровые элементы (викторины, симуляции).
Интерес и мотивация. Если материал вызвал интерес или имеет практическую ценность (связан с текущими задачами), он лучше усваивается и дольше остаётся в памяти. Вовлечённость напрямую замедляет процесс забывания.
Наличие повторений и интервалов. Информация, которая повторяется через определённые интервалы, усваивается надёжнее. Это основа метода интервальных повторений: сначала вы повторяете чаще, потом — реже. Такой подход «переносит» информацию из кратковременной памяти в долговременную.
Получается, что внедрение новых технологий обучения — важная потребность большинства команд. Не все это понимают, хотя минусы офлайн-тренингов, учитывая нынешнюю популярность удалённого формата работы, становятся всё очевиднее: это гигантские затраты времени и ресурсов. Чтобы собрать сотрудников вместе, придётся их отвлекать от проектов, оплачивать аренду зала, командировки, проживание и питание.
Исследования Learning Technologies показали, что на самом деле происходит в компаниях, которые не используют новые технологии обучения:
«Когда слишком много разрозненных обучающих решений, это начинает мешать. Чтобы понять проблему, мы поговорили с 40 руководителями отделов обучения. Почти каждый из них столкнулся с одними и теми же трудностями. Платформы оказываются громоздкими и неудобными, сотрудники тратят время на поиск нужного контента, а команды L&D перегружены, потому что им приходится использовать десятки разных форм и инструментов для создания учебных материалов. В результате внутри компаний начинают стихийно появляться локальные обучающие группы и куча дублирующих курсов. Каждое подразделение вынужденно разрабатывает собственные инструменты, увеличивая разобщённость». ​​
В таком случае бизнес часто допускает две ошибки:
  1. Вместо единой стратегии создаёт спринт-коучинги — интенсивы на 1–2 дня. Но это не приводит к желаемым бизнес-результатам, потому что фокус смещается на скорость, а не на качество.
  2. Продолжает игнорировать новые технологии обучения, а классический формат сотрудники воспринимают как формальность: пришёл, послушал, забыл.
Без интерактивных упражнений и симуляций Retention Rate (коэффициент удержания внимания) сотрудников снижается.
На это есть несколько причин:
  1. Большинство программ состоят из сухих лекций.
  2. Никто не измеряет, как именно новые навыки влияют на сотрудников и бизнес-результаты.
  3. Контент не учитывает разницу в уровнях подготовки — более слабые сотрудники теряются в новых терминах, а сильные скучают.
В итоге классический формат тренингов перестаёт работать, потому что охватить разнородную и распределённую команду за короткий срок невозможно. А с ростом объёма контента попытка упаковать всё в слайды и одно-двухдневные очные сессии только усугубляет ситуацию.
Рассказываем, какие способы обучения персонала новым технологиям закрывают эти проблемы.

Цифровые платформы: базис современного корпоративного обучения

За рубежом около 90% компаний уже перевели сотрудников на новые методики и технологии обучения, заменив офлайн-формат на занятия в онлайне. После того как большая часть сотрудников признала эффективность такого перехода, а компании улучшили свои бизнес-показатели, появились инновационные корпоративные LMS- и LXP-системы.
LMS (Learning Management System) — система для обязательного обучения. Через неё сотрудникам выдают курсы, следят за прохождением и тестами. Такие платформы берут на себя всю рутину, чтобы гарантировать, что каждый получил нужные знания и может их применять.
LXP (Learning eXperience Platform) — платформа, где сотрудники сами выбирают формат и тему обучения, одновременно получая знания и делясь ими. Каждый может запустить свой канал или блог, сделать подборку полезных материалов и выстроить вокруг себя сообщество экспертов. Люди в процессе учатся тому, что им действительно интересно, а не только тому, что нужно для работы.
LMS- и LXP-системы стали фундаментом для внедрения новых технологий обучения в области L&D (Learning & Development). Плюс такого подхода прежде всего в масштабируемости и удобстве: один портал способен обучать сразу всю компанию. Достаточно загрузить курс на платформу — и сотрудники смогут проходить его в офисе, дома или в дороге. Для этого не нужно останавливать работу отделов на целый день.
Также обучение через цифровые системы можно контролировать и анализировать. Каждое действие сотрудника в системе фиксируется: прошёл ли он курс, сколько времени занял урок, какие ответы дал на тесты. В итоге L&D-менеджер видит полную картину в цифрах. Не зря 82% специалистов по обучению называют отчётность и аналитику важной функцией LMS-платформ.
Если вы тоже планируете внедрить новые технологии обучения в свой бизнес, то Minerva Learn (многофункциональная LMS–платформа со встроенной аналитикой) — пример такого формата.
Minerva Learn: дистанционное, очное, мобильное и микрообучение на одной LMS-платформе
Платформа создана с учётом всех нюансов, о которых говорилось выше. Она даёт полную свободу в создании и запуске курсов. Здесь вы сможете собрать гайды из материалов, сохранённых в базе знаний Minerva Knowledge, и сделать подачу информации интерактивной — легко запоминающейся. Можно проверять знания с помощью тестов, а также выбрать способ награждения сотрудников.
Составить курс в Minerva Learn можно за 15 минут: достаточно взять информацию из корпоративной базы знаний и выбрать механику.
Примером успешной интеграции такого обучения стал проект, реализованный нами в банке «Уралсиб». Внедрение Minerva Learn позволило повысить качество консультаций на 30%. Вместе с тем на 20% сократилось время на обучение сотрудников контактного центра за счёт единообразия знаний: каждый специалист проходил единую обучающую программу, что сразу отразилось на показателях работы.
Это привело к снижению текучести кадров, повышению удовлетворённости сотрудников и росту бизнес-показателей.
Теперь рассмотрим ещё одну новую методику обучения сотрудников — с помощью виртуальной реальности.

Виртуальная реальность (VR): внедрение новой технологии обучения без риска и простоев

Обучение персонала новым технологиям через VR стало настоящим прорывом в тех сферах, где учиться на своих ошибках в реальности либо опасно, либо дорого.
VR задействует сразу несколько типов памяти: зрительную, моторную, эмоциональную. Это значит, что человек не просто читает о процессе — он его воспроизводит. А когда тело и мозг участвуют в действии, информация закрепляется в разы прочнее.
Вот что делает VR особенно эффективной:
  • Эффект присутствия. Сотрудник чувствует себя внутри ситуации, а не сторонним наблюдателем.
  • Контролируемая среда. Можно смоделировать любые сценарии — от поломки оборудования до общения с конфликтным клиентом, без риска и стресса.
  • Повторяемость. Один и тот же кейс можно проигрывать до тех пор, пока действия не станут автоматическими.
  • Обратная связь. Многие VR-платформы дают мгновенную аналитику — что было сделано правильно, где допущена ошибка и как её исправить.
В результате обучение становится не теорией, а опытом. А именно опыт — основной источник запоминания и формирования навыков.
Пирамида эффективности запоминания информации. Лекции и тексты усваиваются всего на 5–20%. Митапы помогают запомнить примерно половину. А вот в VR человек сохраняет до 80% знаний, поскольку обучение проходит через действие
Как пример: американская оптово-розничная сеть гипермаркетов Walmart тоже внедрила в обучение виртуальную реальность и тем самым сократила время на обучение на 96%.
«Сложные или чувствительные ситуации не всегда можно отработать прямо на рабочем месте, особенно в магазине. В иммерсионной среде можно практиковаться без риска для бизнеса и репутации. Сотрудники таким образом переживают опыт: они тренируются в ситуациях, которые максимально приближены к реальной работе, и быстрее закрепляют навыки на практике» (Энди Трейнор, вице-президент Академии Walmart).
При этом VR — не замена обучения, а его часть. Иммерсивный опыт создаёт прочную основу, но удержать и развить знания помогает повторение. Чтобы сотрудник не просто прожил ситуацию, а мог вернуться к инструкциям и закрепить результат, виртуальную реальность всё чаще дополняют цифровыми помощниками, чат-симуляторами и базами знаний.
Вместе это формирует непрерывный цикл обучения: от действия — к осмыслению, от опыта — к знанию. Такой подход снижает эффект «кривой забывания» и делает обучение по-настоящему рабочим инструментом, а не разовой активностью.
А теперь расскажем, как в использовании новых технологий обучения помогает искусственный интеллект.

Искусственный интеллект: персонализация и помощь в развитии сотрудников

Если внедрение новых технологий обучения через IT-платформы даёт масштаб, а VR — реалистичную практику, то AI привносит персонализацию и автоматизацию рутинных процессов. А в некоторых ситуациях избавляет от микроменеджмента, из-за которого выгорают руководители.
В 2021 году исследователи из MIT и McKinsey изучили более 100 компаний и то, как они внедряют искусственный интеллект в свою работу. Цель — понять, за счёт чего лучшие из них достигают высоких результатов.
В 2023 году исследование повторили. Оказалось, что разрыв между лидерами и остальными компаниями только увеличился. Бизнесы, эффективно использующие ИИ, начали окупать инвестиции быстрее, а также точнее определять рабочие сценарии применения технологий и выбирать пути, которые приносили результаты с минимальными рисками.
Новые технологии обучения с AI-ассистентами продолжают внедряться каждый день. Например, чат-боты на базе больших языковых моделей (вроде GPT) помогают Alibaba, Amazon и Google в маркетинге, поддержке клиентов и в отделах разработки и исследований компании (R&D).
У Minervasoft тоже есть ИИ-помощник — Minerva Copilot. Он использует базу знаний Minerva Knowledge, встраивается в системы компании (CRM, телефония, Service Desk и другие) и работает по принципу retrieval-augmented generation (RAG).
RAG — это генерация ответа пользователю с учётом найденной релевантной информации. Сначала Copilot индексирует статьи, презентации, вложения и регламенты, которые загружены в базу знаний, а затем ищет нужную информацию.
Так выглядит поиск по ключевому слову в базе знаний Minerva Knowledge
Когда сотрудник задаёт вопрос, сервис мгновенно вытаскивает релевантные фрагменты, передаёт их в языковую модель и возвращает цельный, логичный ответ. Это происходит автоматически, с учётом контекста.
Современные технологии обучения — это уже не бонус, а стратегический инструмент роста для бизнеса. Решения на базе AI и VR позволяют компаниям обучать сотрудников быстрее и качественнее, не увеличивая расходы в разы.
Продукты Minervasoft показывают, как технологии могут работать в связке с реальными задачами бизнеса. Автоматизация онбординга, моделирование сложных производственных ситуаций, создание персонализированных траекторий обучения — всё это помогает компаниям быть гибкими, эффективными и готовыми к будущему.
Инвестиции в умное обучение — это инвестиции в устойчивость, скорость и качество изменений, а значит, в конкурентоспособность.