Minerva Media — Блог о новых трендах в корпоративном обучении

Цифровое обучение персонала: какие форматы эффективно работают на заводе

Производство Обучение
Время прочтения: 9 минут
Предприятиям нужны сотрудники, которые не просто заменяют коллег на смене, а профессионально работают с техникой, следят за качеством и соблюдают стандарты безопасности.
Например, они должны уметь правильно настраивать станки, проверять качество сварных швов или контролировать работу оборудования на линии. Но как обучить их, если в цеху постоянный шум, сменный график, а времени на курсы почти нет?
В таких условиях традиционное обучение персонала производства становится трудным, а сотрудники часто не могут выделить время на теоретические занятия. К тому же классические тренинги часто оказываются неэффективными — 61% персонала считают их скучными и предпочитают обучение с элементами геймификации.
Но есть решение — внедрить цифровое обучение для рабочих (digital learning). Это позволит не только систематизировать знания и передать их команде, но и быстро адаптировать новых сотрудников к рабочим процессам, одновременно снижая нагрузку на более опытных коллег.
Давайте узнаем подробнее, что такое цифровое обучение для рабочих, какие виды бывают и почему они помогают вывести знания персонала на новый уровень.
Краткое содержание:

Почему обучение на заводе бывает неэффективным

Оно должно ускорять адаптацию новичков, снижать риск брака или производственных травм, помогать соблюдать стандарты. Но, несмотря на факт, что в компании есть план обучения, программы адаптации и онбординга сотрудников, знания всё равно усваиваются не полностью.
Вот три причины, почему это происходит:

  1. Знания не успевают переходить от опытных сотрудников к новым.

Если ключевая информация хранится только в головах у персонала, а не в системах, уход опытного специалиста становится потерей критически важных знаний. В результате новички начинают с нуля, тратят время на уточнение деталей у коллег или делают всё методом проб и ошибок. Это замедляет их адаптацию и увеличивает количество нарушений на заводе.
Как следствие, сотрудники вынуждены перерабатывать, чтобы компенсировать время, потраченное на разъяснения и исправление ошибок. Но готовность команды работать сверхурочно не всегда гарантирует высокое качество работы. Наоборот, нехватка знаний и постоянные корректировки приводят к увеличению количества бракованных изделий и снижению эффективности производства.

2. Новичкам приходится сразу вникать в сложные процессы.

Производственный проект редко бывает простым. Даже на линейной позиции нужно запомнить десятки алгоритмов — от подготовки рабочего места до правил первой помощи при нештатных ситуациях. Но если в компании не выстроена грамотная система цифрового обучения сотрудников на рабочем месте, то у новичков нет времени и возможностей на изучение теоретических материалов.

3. Высокая текучесть мешает выстраивать устойчивую систему.

Когда команда меняется каждые три-шесть месяцев, на полноценную адаптацию тоже не хватает времени. Наставники перегружены, методисты не успевают обновлять учебные программы под запросы конкретной группы персонала, а материалы выглядят как несвязанный набор инструкций — без понятной логики и маршрута.
На всё это накладывается и невозможность собрать всех специалистов вместе: зачастую они работают посменно.
Поэтому важно не просто организовать внутреннее обучение, но и убедиться, что команда усвоила информацию. Вот пять механик, которые помогут это сделать.

Метод обучения на производстве — 1. Офлайн-менторинг + цифровое сопровождение

Суть менторинга проста: опытный специалист помогает новичку, погружая его в процессы и показывая работу на практике, а не через теоретические материалы.
Например, ментор может продемонстрировать, как правильно настраивать станок, как проверять качество сварных швов или как безопасно работать с опасными материалами. Это позволяет новичку сразу столкнуться с реальными ситуациями на предприятии и понять, как действовать в условиях, которые не всегда можно описать в учебных материалах.
Плюсы метода
  • Стажёр сразу видит, как устроена реальная работа.
  • Передаётся опыт, который не всегда зафиксирован в методичках. Например, как долго на самом деле нужно готовить станок к запуску.
Минусы метода
  • Наставник бывает перегружен: совмещает обучение с выполнением своих задач.
  • Не все опытные сотрудники готовы менторить.
  • Новичку бывает сложно уследить за процессом в темпе опытного коллеги.
Золотая середина: в идеале — связать менторинг с цифровыми источниками информации, например дать доступ к теоретическим материалам, сохранённым в единой базе знаний вроде Minerva Knowledge. В ней можно собрать инструкции, которые нужны на старте: от алгоритма запуска оборудования до проверки качества продукции. Новичок может выучить базу сам, не отвлекая ментора, а наставник подключится только тогда, когда действительно нужно — например, чтобы разобрать сложные случаи на производстве или показать нюансы некоторых процессов.
Один из плюсов Minerva Knowledge в том, что у персонала есть доступ к базе знаний с любых устройств: ПК, планшетов или смартфонов. Так члены команды могут в любое время изучить новый материал или повторить тот, что понадобится для работы завтра.

Метод обучения на производстве — 2. Просмотр видеокурсов

Видеоуроки особенно полезны, когда нужно продемонстрировать точную последовательность действий, например то, как правильно закрепить деталь на станке, как провести проверку соединений трубопроводов или как собрать сложный узел механизма. В таких случаях видеокурсы позволяют наглядно показать каждую операцию, минимизируя риск ошибок.
Снимать видео можно прямо на производстве: в реальной рабочей обстановке, с участием опытных специалистов. Например, при обучении на сборке и проверке механических узлов можно показать, как правильно использовать инструменты и какие действия необходимо выполнить на каждом этапе.
Это делает обучение более понятным и приближенным к реальным условиям работы на заводе.
Плюсы метода
  • Видеоуроки наглядно показывают механику действий для разных процессов.
  • Удобны, если команде нужен UGC-контент: видео легко снять во время работы.
  • Формат подходит для повторного просмотра — новичок может вернуться к ролику в любое время: в дороге после работы или дома.
Минусы метода
  • Посмотреть видео во время смены сложно: мешают другие задачи и коллеги вокруг. Это отвлекает и делает обучение не таким эффективным.
  • Без повторения и практики знания не закрепляются: сотрудник может забыть некоторые процессы из видео уже на следующий день.
  • Видеоурок не заменяет полноценное обучение. Без связки с другими форматами он теряет эффективность.
Решение: встроить видеоматериалы в систему цифрового обучения рабочих на заводе. Пусть один ролик будет не полноценным уроком на курсе, а его частью. Также, чтобы знания закреплялись, важно сопровождать видео короткими тестами, микрозаданиями или подсказками от наставника. Например, сперва сотрудник может посмотреть обучающий ролик, затем обсудить его с куратором, а потом пройти тест.
обучение рабочих на заводе

Метод обучения на производстве — 3. Прохождение SCORM-курсов

SCORM-курсы идеально подходят для структурированного обучения: материал подаётся логично — от базовых понятий к прикладным действиям. Например, сначала сотрудники могут изучить теоретические основы работы с оборудованием, а затем перейти к конкретным действиям, например к запуску станка, настройке его параметров или техническому обслуживанию.
Например, в SCORM-курсе можно пройти несколько модулей, посвящённых безопасному использованию химических веществ на производстве, и завершить их тестом на знание стандартов.
Плюсы метода
  • Система фиксирует прохождение курса, даёт аналитику — видно, кто открыл курс, кто его прошёл и какие вопросы вызвали затруднения.
  • Встроенные тесты позволяют проверить, действительно ли сотрудник понял материал.
  • Подходит для тем, где важно знание стандартов: техника безопасности, алгоритмы действий, регламенты.
Минусы метода
  • Чтобы внести изменения, нужно редактировать и перезапускать весь курс — это отнимает время и ресурсы.
  • Требуется базовая цифровая грамотность — не всем сотрудникам формат понятен с первого раза.
  • В отрыве от других методов курс воспринимается как формальность — сотрудники могут прокликать материалы, не вникая в суть.
Решение: рассматривать SCORM как часть обучающей системы, а не как самостоятельный элемент. Он эффективно работает в связке с видео, визуальными инструкциями и короткими гайдами. Для удобства работы с этим контентом можно внедрить обучающую платформу Minerva Learn.
Внутри Minerva Learn можно быстро собрать обучающий курс из актуальных статей, памяток с пошаговыми сценариями, которые уже загружены в базу знаний Minerva Knowledge. Если в контент базы знаний вносятся изменения, они автоматически синхронизируются с обучающими курсами благодаря их взаимосвязи.
Кроме того, в курсы Minerva Learn можно включить тесты, знаки отличия, рейтинги и даже магазин призов — всё это помогает удерживать внимание персонала и повышать мотивацию. Платформа фиксирует результаты прохождения курсов, а руководитель видит, кто действительно изучил материал, а кто решал тест методом тыка.

Метод обучения на производстве — 4. Занятия с AR/VR-тренажёрами

Когда компания внедряет новое оборудование или меняет процессы, инструкций становится недостаточно. Важно, чтобы сотрудник мог «прожить» сценарий выхода на смену — без риска для техники и здоровья. В этом и помогают AR- и VR-тренажёры.
С их помощью можно смоделировать рабочие ситуации и отработать действия в безопасной среде. Например, сотрудник может пройти симуляцию работы с новым станком или процесс эвакуации в случае чрезвычайной ситуации. Эти технологии позволяют моделировать такие моменты, как запуск высоконагруженного оборудования, работа с токсичными веществами или тушение пожара — без риска повреждения техники и без угрозы для здоровья.
Новичкам такой подход помогает быстрее адаптироваться. Даже если это был VR-шлем, а не реальный цех, у человека появляется представление о том, что нужно делать в той или иной ситуации.
Плюсы метода
  • Помогают отработать сложные и потенциально опасные процессы без риска для техники и людей.
  • Сотрудник «проходит смену» заранее — это снижает тревожность и повышает уверенность в своих силах.
  • Удобно моделировать редкие, но критичные ситуации: плановые отключения, эвакуации, аварии.
Минусы метода
  • Требуют времени на адаптацию: не все сотрудники сразу чувствуют себя уверенно в VR-среде.
  • Возможно головокружение и тошнота.
  • Высокая стоимость внедрения: нужно закупить оборудование, разработать симуляцию и сценарии для уроков.
Решение: применять VR и AR как точечные инструменты, а не универсальные форматы. Технология эффективна там, где без практики не обойтись. Но это не значит, что её нужно применять везде.
Поэтому, если вы готовите обучение в местах с повышенным риском, например на металлургических, энергетических и машиностроительных предприятиях, AR/VR-инструменты будут очень полезны. А вот небольшим компаниям или организациям с безопасным рабочим пространством можно остановиться на менторинге с онлайн-материалами.
цифровое обучение персонала на производстве

Метод обучения на производстве — 5. Просмотр коротких уроков

Микрообучение — это формат, в котором знания подаются небольшими порциями в виде:
  • коротких текстов;
  • видео до трёх минут;
  • интерактивных карточек.
Такой подход хорошо работает в производственной среде, где у персонала нет возможности пройти большой курс за один раз. Сменный график, физическая нагрузка, невозможность отвлечься от задач — всё это мешает сосредоточиться на долгий отрезок времени. А вот открыть телефон в перерыве на обед и посмотреть памятку по настройке оборудования — вполне реально.
Например, сотрудник может быстро пройти серию карточек с контрольными вопросами или решить короткий кейс, чтобы убедиться, что усвоил информацию после вводного инструктажа.
Плюсы метода
  • Знания подаются дозированно — не перегружают и легче запоминаются.
  • Формат удобен при сменной работе — сотрудник может учиться в любое время, даже с телефона.
  • Помогает повторить и закрепить материал после инструктажа или практики.
  • С ним легко обновлять и адаптировать уроки под конкретные задачи или изменения в процессах.
Минусы метода
  • Не подходит для сложных процессов, где важна пошаговая отработка действий.
  • Микрообучение даёт только теоретическую базу — без практики нужный навык не сформируется.
  • Формат может восприниматься как необязательный — есть риск, что сотрудники не воспримут его всерьёз.
Решение: сочетать такие подходы, как практическое развитие навыков и микроуроки. Например, сотрудник изучает технику безопасности. Он может прочитать теорию в карточках корпоративного блога во время перерыва, а затем на практике показать, что он будет делать, например, при аварийной остановке станков.

Сравниваем методы обучения рабочих на заводе и выбираем лучший

Формат
Плюсы
Минусы
Порог вхождения
Кому 
подойдёт
Видеокурс
Запоминается 
лучше классических уроков
Требует тишины 
 и внимания
Низкий
Командам, 
где важно показать, 
как и что работает
SCORM
Мультимедийность, SCORM можно сочетать с курсами, видео и тестами
Требуют тишины  
и внимания
Низкий
Компаниям, 
которые строго контролируют уровень знаний: 
в SCORM есть аналитика ответов
AR/VR
Помогает практиковаться без вреда для техники или здоровья команды
Дорогой формат, вызывает недоверие людей, не знакомых  
с технологиями
Средний/
высокий
Крупным корпорациям, которые готовы тестировать VR. 
А ещё тем, кому особенно важно показать 
на практике, 
как всё работает
Микро-обучение
Можно читать материалы в любое время и в любом месте
Команда может его проигнорировать
Низкий, достаточно смартфона
Компаниям, 
которые хотят сократить сроки обучения, но при этом дать всю базу
Менторинг + онлайн-сопровож-дение
Новички сразу практикуются 
 и смотрят, как всё устроено
Опытные рабочие иногда не хотят менторить
Низкий/средний, нужно вовлекать 
 в работу опытных сотруднико
Компаниям, которые хотят наладить передачу знаний от человека к человеку

Рекомендации по выбору формата цифрового обучения персонала

На производстве нет универсального подхода. Один формат не решит задачи всех сотрудников сразу. Эффективность зависит от состава команды, уровня цифровой зрелости и возможных рисков. Поэтому важно отталкиваться не от трендов, а от реальных задач бизнеса и запросов персонала.
Если нужно быстро адаптировать новых специалистов, подойдут видеоуроки и микрообучение. Ролики дают общее представление, короткие задания помогают закрепить материал. Такой формат не требует высокой цифровой грамотности и легко встраивается в повседневную работу.
Когда важна отработка сложных или опасных процессов, стоит приобрести AR/VR-тренажёры. Да, это дорого, но сотрудники получают практический опыт без риска для себя и оборудования. Это особенно важно на производствах с высокой ценой ошибки.
Для регулярного обновления знаний подойдут SCORM-курсы с тестами и напоминаниями. Они работают как контрольная точка — помогают синхронизировать команду и отследить, кто и как прошёл обучение.
Если бюджет ограничен, начните с офлайн-инструктажей в связке с цифровым сопровождением. Достаточно разместить QR-коды на оборудовании и связать их с базой знаний. Это снизит нагрузку на наставников и упростит доступ к актуальной информации прямо на рабочем месте.
Перед тем как приняться за обучение рабочих на заводе, важно начать с вопроса: «Какова цель нашего обучения и какие у нас возможности для развития команды?» Если ответите на него, сможете подобрать форматы под свой запрос и бюджет.
Читайте также: