Minerva Media — Блог о новых трендах в корпоративном обучении

Импортозамещение в IT: как меняется российский рынок?

Управление знаниями IT
Процесс импортозамещения в сфере IT начался почти 10 лет назад – тогда власти запустили масштабную работу в этом направлении. Однако реальным катализатором изменений стал 2022 год, когда иностранные игроки массового объявили о решении покинуть российский рынок.

Отечественные компании столкнулись со сложностями в получении лицензий и сертификатов на использование зарубежных продуктов, начался массовый переход на российские аналоги. После кратковременного вакуума рынок быстро пополнился новыми IT-продуктами, а правительство расширило меры поддержки участников отрасли.

По словам премьер-министра страны Михаила Мишустина, на тот момент 77% софта на российских промышленных предприятиях было иностранного происхождения, при том что общий объем рынка таких решений составлял почти 600 млрд рублей.

При этом через год – то есть весной 2023 года, согласно исследованию Axoft, только 22% компаний сообщили о намерении перейти на отечественное ПО до того, как западный софт перестанет работать на территории страны. Почти половина участников опроса не планировала замещать ПО в ближайшей перспективе, а 27% коммерческих игроков заявили, что будут ждать окончания срока лицензий. В качестве основных причин прозвучали: работоспособность действующего софта, отсутствие альтернатив и неудовлетворенность отечественными решениями.

Сегодня в Реестре российского ПО зарегистрировано около 20 тыс. решений от более 7 тыс. компаний. И это число продолжает стремительно расти. Однако в связи с тем, что многие продукты только выходят на рынок и находятся на ранних стадиях разработки, остро встаёт вопрос безопасности. Смогут ли отечественные решения защитить бизнес от утечки данных? Впрочем, на рынке систем управления знания ситуация обстоит иначе.

Новые возможности

Одним из лидеров рынка KMS многие годы была австралийская Atlassian с wiki-системой Confluence. С марта 2022 года компания перестала продавать ПО в России и Белоруссии и приостановила работу действующих лицензий. В конце октября того же года Atlassian полностью свернула бизнес и начала отключать российские и белорусские аккаунты.

Освободившуюся нишу заняли отечественные компании. Прежде всего, благодаря большому количеству сильных разработчиков. Это дало новый толчок к развитию отрасли: на фоне растущего спроса команды получили возможность создавать более качественные и конкурентоспособные продукты, в том числе на мировом уровне.

Как рассказал «Деловому Петербургу» сооснователь Minervasoft Алексей Зобнин, с одной стороны, в рамках импортозамещения заказчики ожидают, что компании смогут предложить решения, максимально повторяющие предыдущий опыт. И это зачастую вынуждает вендоров просто копировать зарубежные продукты. Но с другой – за этими рамками кроется возможность создавать что-то уникальное и постепенно менять отрасль, переворачивать её и открывать новые горизонты.

Команда Minervasoft занимается разработкой продуктов по управлению знаниями и обучением более 10 лет. После событий 2022 года количество запросов на замену Confluence от российских компаний значительно возросло. Однако с подобными обращениями Minervasoft столкнулась задолго до того, как это стало мейнстримом: некоторым игрокам не нравился продукт и они искали качественную альтернативу.
Сегодня, прежде всего, важно учитывать зрелость рынков. В одних нишах компании изначально были более конкурентоспособные: например, рынок e-learning был занят российскими решениями ещё до последних событий. В других – активное развитие бизнеса началось только после ухода западных игроков.

И главный вопрос, который остаётся у компаний, занимающихся импортозамещением в сфере управления знаниями, – переходить на отечественные решения с функциональными ограничениями или продолжать вкладывать деньги в продукты, которые потенциально могут перестать работать.

Подробнее о трендах и вызовах рынка управления знаниями в России и за рубежом можно прочитать в одной из наших статей.

Точки роста

По данным компании Strategy Partners, объем IT-рынка России (включая софт, услуги по разработке и техподдержке, а также оборудование) к 2030 году вырастет более чем вдвое –

с 3 до 7 трлн рублей. Из них 2,8 трлн рублей будет приходиться на сегмент IT-услуг и ПО. При этом доля отечественных разработчиков в различных сегментах возрастет с 50% до 90%.

Согласно подсчетам аналитиков, с 2019 года российский IT-рынок развивался быстрее мирового более чем в 2 раза. А среднегодовой темп роста сферы ПО и IT-услуг составил 19,4%. В 2022 году продажи российских компаний кратно увеличились, и суммарная выручка крупнейших игроков выросла более чем на 28%. У иностранного бизнеса она сократилась в среднем на 62%.

Так что, перспективы развития российского IT-рынка масштабные. Ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе отечественного решения: опыт, надёжность, прозрачность и качество.