Minerva Media — Блог о новых трендах в корпоративном обучении

Рынок управления знаниями в России и за рубежом: тренды и вызовы

Управление знаниями
События 2022 года привели отечественный рынок управления знаниями в движение. Зарубежные гиганты вроде Confluence, Notion и Microsoft Sharepoint свернули работу в России и вынудили бизнес оперативно искать аналоги.

В рамках курса на импортозамещение рынок пополнился большим количеством новых игроков. Впрочем, занять место бывших лидеров и предложить более качественные решения с учётом местной специфики смогли компании, которые начали развивать свои системы ещё до начала кризиса.

К концу 2023 года стало очевидно: риск остаться без корпоративных знаний миновал. От реактивных действий индустрия постепенно переходит к активным и начинает думать над дальнейшими перспективами развития.

Машинное обучение и кибербезопасность: куда идёт зарубежный рынок?

В 2022 году мировой рынок систем управления знаниями (KMS) достиг 3,66 млрд долларов. По оценкам экспертов, совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) рынка с 2023 по 2029 год составит 11,4%, а к 2029-му – достигнет отметки в 7 млрд долларов.

Несмотря на такие показатели, повсеместное внедрение систем управления знаниями по-прежнему не в тренде: KMS не использует около 44% центров обслуживания клиентов и контакт-центров, 45% служб ИТ-поддержки и 61% HR-отделов. При этом, по результатам опроса американского центра производительности и качества APQC, почти 3/4 компаний ожидают, что в ближайшие 12-18 месяцев инвестиции их организаций в системы управления знаниями возрастут.

Но есть и нюансы: общая удовлетворенность KMS в иностранных корпорациях в лучшем случае «умеренная» – только 18% пользователей действительно довольны выбранными решениями. Вендоры реагируют на жалобы и просьбы клиентов и присматриваются к новинкам из смежных сфер. Так на рынке появляются новые тренды. Вот некоторые из них:
  • Управление знаниями на базе ИИ
С помощью технологий искусственного интеллекта можно автоматизировать многие процессы и задачи, связанные с управлением знаниями. Например, поиск и извлечение, интеллектуальный анализ и профилирование пользователей. Это помогает организациям получать детальное представление о поведении клиентов и позволяет разрабатывать наиболее эффективные стратегии для улучшения обслуживания.
  • Интеграция с машинным обучением
Машинное обучение можно использовать для получения ценной информации и анализа больших наборов данных. Например, выявлять определенные закономерности и тенденции в предпочтениях пользователей, а также прогнозировать их поведение на основании прошлого опыта.
  • Использование фреймворков социальных сетей
Внедрение «сильных» функций социальных сетей – таких, как быстрые уведомления, объединение рекомендуемого контента, мобильные приложения, а также частные и групповые чаты, повышает удобство использования KMS.
  • Тегирование контента для улучшения функции поиска
Благодаря быстрому поиску рабочий процесс становится более рациональным и продуктивным. В ближайшие несколько лет эта функция будет дополнена соответствующими тегами контента, которые позволяют маркировать статьи по определенным ключевым словам или другим параметрам – году, команде и проекту.
  • Требования к безопасности и конфиденциальности
С учетом растущих угроз кибератак безопасность и конфиденциальность данных становятся главным приоритетом. Как результат – растёт популярность безопасных облачных KMS.

Гибкий подход и качественная методология: отечественные реалии

В условиях конкурентной борьбы и стремительной цифровизации российский бизнес вынужден активно пересматривать устоявшиеся процессы, в том числе подходы к управлению знаниями. Организации, которые долгие годы применяли базу знаний исключительно в качестве облачного wiki-архива, из-за сложностей при отборе, фиксации и постоянного обновления информации сегодня нуждаются в модернизации.

В «топе» у заказчиков – гибкая система с мощным поисковиком и структурированным хранилищем. Возможность создавать, накапливать и распространять знания в рамках единой платформы повышает прозрачность и доступность данных, позволяет автоматизировать бизнес-процессы и увеличивает вовлеченность персонала.

Еще одна популярная задача, которая встает перед организациями, – оперативный и качественный онбординг. Грамотная система управления обучением увеличивает скорость введения в должность примерно на 42% за счет краткого изложения и детализации необходимых шагов.
Сегодня на рынке представлено множество решений с уникальным функционалом и гибкими возможностями. Однако чтобы развить в корпорации грамотную культуру управления знаниями, недостаточно просто внедрить хорошую систему и перенести ранее накопленный опыт – необходимо превратить базу знаний в действительно работающий инструмент.

На российском рынке внедрение системы и комплексное обучение проводит только одна компания – Minervasoft. Команда Minerva Result выстраивает эффективную работу с KMS с самых основ – проводит анализ доступности, релевантности и практической пользы базы знаний, выявляет и устраняет ошибки, оформляет контент в соответствии с понятной структурой, обучает сотрудников передовым методам работы с информацией, оказывает оперативную поддержку во время запуска, а также помогает усилить внутреннюю команду на время трансформации.

Качественная методология минимизирует потенциальные убытки и даёт возможность получить максимум пользы от внедрения системы управления знаниями. Отечественные компании уже испытали эту синергию на практике и показали высокие результаты работы. В будущем такой подход продолжит набирать обороты и со временем станет уже не просто трендом, а новой нормой, без которой невозможно качественно управлять организацией.