Приоритизация бэклога на примерах из IT: как закрывать действительно важные задачи?
Для успешной работы над проектом бэклог нужно правильно составлять и поддерживать. Разберём, как это сделать, на примере разработки приложения для покупки и чтения книг.
Что такое бэклог
- Создание моста через реку будет проходить через несколько последовательных этапов: проектирование строительных схем, закупка материалов, подготовка территории.
- Список дел юридической компании может быть более разрозненным, потому что нужно вести несколько проектов, например: договориться о цели по одному, подготовить материалы второго, проконсультировать нового клиента. Эти задачи связаны между собой только верхнеуровнево, потому что относятся к одной компании.

Зачем что-то автоматизировать и как это может приносить пользу
Что нужно знать про задачи бэклога
Юзер-стори описывает, что нужно пользователю

- Как пользователь (разработчик, администратор), …
- я хочу делать… ,
- чтобы получить… .
- Когда я делаю… ,
- происходит следующее: … .
- Как пользователь,
- я хочу получить больше информации о книгах в магазине. Для этого я хочу иметь возможность нажимать на кнопку «прочитать фрагмент»,
- чтобы загрузить этот фрагмент себе на телефон.
- Когда я нажимаю на кнопку «прочитать фрагмент»,
- происходит загрузка файла на мой телефон или электронную книгу, и я могу прочитать эту часть.
Эпик — большая юзер-стори
- поиск книги по автору, названию или изданию;
- выдача всей доступной информации о книге;
- загрузка ознакомительного фрагмента;
- оплата книги;
- загрузка книги на устройство целиком.

Как приоритизировать бэклог
- Берётся простая задача с понятным планом исполнения, например, подключение эквайринга для оплаты сервиса онлайн.
- Ей присваивается оценка в 1 стори-поинт.
- Задача фиксируется и берётся за основу, чтобы сравнивать с ней остальные. Добавление раздела техподдержки может быть оценено в трудозатратах как 5 задач по добавлению новой страницы — иначе говоря, 5 стори-поинтов.

- Система позволяет сосредоточиться на эффективности внутри команды, а не сравнивать разные отделы между собой.
- Со стори-поинтами не получится закрывать контракты только исходя из затраченных часов. Получается более честный и удобный для клиента подход.
- Команды могут осознанно или неосознанно накручивать оценки в обычных критериях, таких как часы. Со стори-поинтами так не получится, их сложно переложить на обычные критерии. В итоге рабочий процесс ориентирован на закрытие цели проекта, а не на простой расход ресурсов.
Шаг 1. Распределить бизнес-цели задач
Шаг 2. Перенести в бэклог спринта

Шаг 3. Расставляем задачи
Другие методы приоритизации бэклога
Story Mapping
- Авторизация в приложении.
- Поиск книги.
- Добавление в корзину.
- Покупка.
- войти через почту;
- войти телефон;
- использовать единое окно входа;
- начать пользоваться приложением без регистрации.

Value & Effort (Lean Prioritization)
- лёгкие задачи с высокой ценностью;
- сложные задачи с высокой ценностью;
- лёгкие задачи со средней или низкой ценностью;
- сложные задачи со средней или низкой ценностью.
- Добавить отзывы пользователей — высокая ценность, потому что повышает доверие. Требует средних усилий для выполнения.
- Рекомендовать книги на основе ИИ — высокая ценность, высокая сложность.
- Изменить шрифт на экране чтения — низкая ценность, минимальные усилия.

Kano
- базовые,
- ожидаемые,
- желательные,
- привлекательные,
- ненужные.
- Покупка и скачивание книг.
- Экран для чтения без багов.
- Быстрый поиск книг.
- Удобная сортировка книг по автору или жанру, добавление в «Избранное».
- Стабильная работа приложения.
- Персональные рекомендации книг на основе вкусов.
- Темы оформления.
- Добавление редких шрифтов или эффектов перелистывания страниц.
- Реклама других приложений в библиотеке.
Как в итоге выглядит бэклог продукта
- Бэклог продукта.
- Бэклог спринта.
- Инкремент — появление новой функциональности.


- В Scrum выделяют самые важные фичи или юзер-стори для каждого спринта.
- Канбан обычно используют в Continuous Delivery — когда программу делают небольшими частями, для стабильной работы. Новые задачи добавляют постепенно, чтобы команда успевала их выполнять.
- В Scaled Agile Framework ведут ряд разных бэклогов разного размера, а не единый бэклог всего продукта. Например, инициативы организации, разные решения, их элементы, юзер-стори.
- В Waterfall бэклог обычно не используется — в этой схеме план работы составляется заранее и в строгой последовательности. Поэтому в Waterfall очень важен предварительный этап аналитики, когда нужно выявить все требования к проекту и выстроить архитектуру и порядок реализации.
Как вести бэклог продукта
- отзывы пользователей после внедрения новых функций;
- соображения разработчиков.
В итоге: как правильно приоритизировать бэклог
- Бэклог — список всех задач, которые надо сделать. Каждую из них нужно проанализировать на критичность для проекта и оценить трудозатраты на её выполнение.
- В первую очередь должны быть выполнены задачи, которые необходимы для минимально работающего продукта (MVP). Например, не стоит заниматься дизайном магазина в первые дни, если ещё не реализована функция продажи.
- Лучше иметь законченный продукт с багами, чем первоклассно работающие отдельные функции, с которыми невозможно запустить первую версию.
- Чтобы выполнять действительно важные задачи, бэклог нужно поддерживать в актуальном состоянии: регулярно собирать обратную связь от пользователей и клиента, отказываться от ненужных задач и добавлять новые.
