Лайфхак 1. Попробуйте расслабиться перед встречей

Лайфхак 2. Постарайтесь выдерживать паузы во время переговоров


Лайфхак 3. Примените технику «Условное согласие»
- Сперва он признаёт креативность клиента.
- Затем соглашается, что сайт действительно не мешает украсить.
- Далее узнаёт, почему клиенту нравится именно фича с анимацией. После этого предлагает ввести опции, которые не повлияют на загрузку сайта.
- После того как клиент стал лояльнее, проджект поясняет, почему фича в начальном варианте могла бы навредить сайту. Заказчик прислушался к специалисту и отказался от затеи. Клиент доволен, проджект отстоял продукт — все в выигрыше.


Лайфхак 4. Выявите и проговорите ключевой посыл
- Ленивый сотрудник может начать оправдываться или выходить на эмоции. Возможно, он захотел перекинуть свою работу на другого, его мотив заметили — вот и злится. Здесь можно ответить: «То, что ты сказал, было похоже на манипуляцию. Я не одобряю такой подход. Если хочешь о чём-то попросить, так и скажи — но будь готов к отказу».
- Прокрастинатор спокойно скажет: «Извини, зря это сказал. Я правда думал, у тебя будет время на задачу, но в моменте обиделся». Коллега отстоял границы. Осталось дело за малым — убедиться, что такие ситуации не повторятся. Например, договориться, что сотрудники не будут передавать друг другу свои задачи.
- Сказать коллеге, что у вас нет времени на его задачи, — окей.
- Отметить, что сотрудник — лентяй, который только и делает, что передаёт задачи, — нет.

Лайфхак 5. Обозначьте точку невозврата, если переговоры зашли в тупик
- Разработчик может в очередной раз выйти из отпуска — и ничего этим не добиться. Специалисту никто не скажет спасибо, а его подвиги вся компания будет принимать как данность.
- Вариант получше — напомнить шефу, что отпуск давно запланирован и согласован. Затем вежливо, но настойчиво сказать: «Я понимаю, что проект важен. Но ситуация повторяется, мне придётся пересмотреть свою роль в компании».

Важно: не зацикливайтесь только на одном приёме. Каждый из них подходит для определённых ситуаций. А ещё постоянно интересуйтесь, как улучшить навыки ведения переговоров. В этом могут помочь тренинги, видеолекции, а также книги. Вот несколько, которые мы рекомендуем.
- «Психология влияния» Роберта Чалдини — классическое пособие, как нами могут манипулировать.
- «Я всегда знаю, что сказать» Игоря Рызова — книга с практическими упражнениями. С ней вы узнаете, что представляет собой хороший переговорщик.
- «Сначала скажите “нет”» Джима Кэмпа — система от американского предпринимателя, которая поможет добиваться своего в безвыходных ситуациях.
- «Переговоры без поражения. Гарвардский метод» Роджера Фишера, Уильяма Юри и Брюса Паттона — книга о том, как научиться договариваться с конфликтными собеседниками.
- «Никогда не ешьте в одиночку» Кейт Феррацци — пособие по нетворкингу. Оно научит обращаться за помощью и выстраивать социальные связи в новых коллективах.
Напоследок напомним ещё об одной важной вещи. Успешные переговоры — это про баланс между вашими целями и интересами делового партнёра. Его можно достичь, когда все участники уважают друг друга, но при этом помнят о своей ценности.
Не стоит соглашаться со всеми требованиями собеседника — так вы рискуете выставить себя в дурном свете. Но и спорить по мелочам не стоит, чтобы не испортить отношения. А вот уверенность, позитивный настрой и лёгкая настойчивость с ноткой заботы помогут выдержать даже самые сложные разговоры.
