Minerva Media — Блог о новых трендах в корпоративном обучении

Культура доверия – основа эффективного сотрудничества

Управление знаниями HR
Доверие – один из ключевых факторов построения успешной команды. Оно способствует формированию качественного взаимодействия, создаёт условия для творчества и креатива, помогает бизнесу быстро расти и развиваться. По сути, доверие – как валюта. У него есть стоимость (измеряется во времени), доходность (результат, который достигла команда), показатель волатильности (текучесть кадров).

Согласно опросу компании Get experts, более половины россиян планируют сменить место работы в 2024 году. Основные причины: низкая заработная плата, отсутствие карьерного и профессионального роста, стрессы и выгорание, дефицит интересных задач.

Однако необходимо учитывать, что недовольство команд зачастую начинается с отсутствия доверия внутри коллектива. Сейчас объясним, почему.

Как доверие влияет на работу компании:

  • Растёт эффективность взаимодействия

Сотрудники готовы делиться опытом и вместе достигать поставленных целей, поскольку отсутствует страх критики и осуждения со стороны коллег. Появляется пространство для креативных решений.

  • Повышается вовлеченность

Уверенность в выборе способствует росту мотивации, стремлению довести задачу до конца, у сотрудника появляется искреннее желание выполнить работу качественно.

  • Сокращается текучесть

Чувство собственной ценности и значимости, отсутствие негативных эмоций, взаимное уважение, высокая ответственность становятся важными аргументами в пользу компании.

  • Улучшается репутация

Эмоциональный настрой команды формирует образ компании. Когда сотрудники счастливы, с удовольствием рассказывают о проектах, и внутренних процессах, интерес к компании растёт.

Как создать культуру, основанную на доверии?

В связи с развитием цифровых технологий и активным внедрением искусственного интеллекта в разные сферы бизнеса, вопрос доверия внутри команд встаёт острее, чем раньше. Если пару лет назад люди боялись делиться знаниями и опытом, потому что не хотели лишиться своего уникального преимущества и уступить место другому кандидату, то сегодня ключевая опасность – конкуренция со стороны нейросети.

Согласно последнему опросу генеральных директоров PwC, с одной стороны, 14% руководителей технологических компаний планируют сократить численность персонала в 2024 году из-за внедрения генеративного искусственного интеллекта. С другой – 56% из них также собираются нанять новых сотрудников со скоростью почти на 20 процентных пунктов выше, чем в среднем по миру.

Важно понимать, что ИИ не может существовать сам по себе – его нужно учить, направлять и даже перепроверять. Поэтому ключевая задача руководителя – грамотно донести идею до команды, создать доверительные, прозрачные отношения, обеспечить чувство комфорта для дальнейшего внедрения инноваций.

Вот девять основных моделей поведения лидера, которые, по оценкам Great place to work, мирового лидера в области культуры на рабочем месте, способствуют доверию и приверженности сотрудников:
  • Задавать вопросы и не давать собственные предположения, когда говорит сотрудник;
  • Делиться информацией чётко, часто и прозрачно;
  • Отмечать хорошую работу;
  • Помогать команде развиваться не только с профессиональной, но и с личной точки зрения;
  • Уделять время сотрудникам как во время работы, так и после неё;
  • Справедливо распределять бонусы и вознаграждения;
  • Поощрять сотрудников, которые демонстрируют ценности компании;
  • Показывать связь работы команды с целями компании и успехом бизнеса;
  • Создавать благоприятную атмосферу выхода на работу.

Как правило, лидеры вдохновляют команду на достижение поставленных целей, демонстрируют гибкость, честность и открытость. Культура доверия тесно связана с культурой обмена знаниями. И то, и другое позволяет компании быть целостным механизмом, в котором у каждого сотрудника есть свой голос, уникальная роль и самое главное – уверенность в собственном развитии.