Scrum («Скрам») — это гибкий подход к работе, при котором весь её объём делится на короткие этапы, называемые спринтами (обычно 1–4 недели). В начале спринта команда решает, что именно будет сделано. Потом все сосредотачиваются на этих задачах. В конце спринта команда показывает результат, пусть даже минимальный, но уже работающий.
В статье рассказываем об элементах Scrum-подхода, о том, чем он отличается от других методик и как его использование помогает достигать бизнес-результатов быстрее и без потери качества.
Scrum относится к семейству Agile — группе подходов для гибкого управления проектами. Он помогает командам быстро адаптироваться к новым вводным в процессе работы, например при изменении требований заказчика, потребностей аудитории или ситуации на рынке.
Сам термин Scrum пришёл из регби. Слово переводится как «схватка». Впервые метод управления проектами Scrum описали и представили на исследовательской конференции OOPSLA’95 в Остине программисты Джефф Сазерленд и Кен Швабер. Они вдохновлялись слаженной командной работой американских военных и спецназа.
Сначала подход использовался среди разработчиков, а затем стал проникать в другие сферы бизнеса: маркетинг, образование, HR и рекрутинг, издательский бизнес, ивент-менеджмент и др.
Чтобы понять, как выглядит Scrum-подход, представьте, что вы разрабатываете новое мобильное приложение — трекер привычек. Сначала выпускаете минимально рабочую версию (MVP) с одной функцией, например с такой, которая позволяет отмечать, сколько воды выпито за день. Люди начинают пользоваться приложением и оставлять отзывы — просят добавить напоминания, аналитику и интеграцию с умными часами.
В итоге вы не ждёте полгода, чтобы выпустить сразу идеальный продукт. Вместо этого команда работает спринтами: каждые две недели добавляет и тестирует новую функцию. После каждого релиза собираются отзывы, комментарии, вносятся корректировки — и снова в бой. Такой подход помогает не просто выпускать продукт, а делать его полезным на каждом этапе. Это и есть Scrum.
Элементы Scrum
В Scrum есть пять регулярных событий, которые задают рабочий ритм, служат точками планирования и контроля для команды, и три артефакта — три объекта с ключевой информацией по продукту или процессу разработки.
События:
Планирование — встреча в начале спринта, на которой команда решает, какие задачи берёт в работу и как собирается их реализовать.
Спринт — это короткий цикл работы, обычно 1–4 недели. В ходе него команда берёт задачи из бэклога и делает готовый «кусок» продукта.
Стендап (он же дейли) — ежедневная встреча на 15 минут, где каждый специалист сообщает, что сделал вчера, что будет делать сегодня и что может помешать двигаться дальше.
Демо — презентация того, что получилось за спринт. Команда показывает результат заказчику и получает фидбэк.
Ретроспектива — встреча в конце спринта, где команда обсуждает, что пошло хорошо, что не очень и как работать эффективнее в следующий раз.
Артефакты:
Бэклог продукта — список всех требований к продукту. Его формирует и обновляет владелец продукта (Product Owner). Именно он решает, что важнее сделать в первую очередь.
Бэклог спринта — список задач из основного бэклога, которые команда запланировала выполнить в текущем спринте.
Инкремент продукта — результат спринта. Это тот самый «кусок», который уже работает и потенциально может быть показан пользователям.
Жизненный цикл Scrum-подхода
Какие роли есть в Scrum
Оптимальное количество человек в Scrum-команде — от пяти до девяти. У каждого есть своя зона ответственности и роль, и это не просто «начальник» и «исполнитель». В Scrum всё завязано на взаимодействии и взаимопомощи, а не на иерархии. Здесь есть три ключевые роли, от которых зависит, насколько хорошо будет работать команда.
Три ключевые роли:
Владелец продукта (Product Owner). Он отвечает за то, чтобы у команды была чёткая цель и понимание того, какой продукт нужно создать.
Scrum-мастер. Следит за тем, чтобы команда работала по правилам Scrum, помогает преодолевать препятствия и улучшать процессы. Он не управляет конкретными задачами, а направляет команду.
Кстати, Scrum-мастер — это отдельная профессия. На одном из сервисов по поиску работы сейчас более 100 вакансий для таких специалистов.
Команда разработки (Developers). Сюда входят программисты, тестировщики, дизайнеры и любые другие специалисты, которые работают над созданием продукта. Они выполняют задачи из бэклога, общаются и корректируют действия на основе фидбэка.
Как выстроить работу по Scrum: 7 шагов
Каждый спринт включает ряд этапов: аналитику, разработку, тестирование, ревью, встречи с заказчиком и другие. Все они должны выполняться в определённом порядке. Рассмотрим, как пошагово внедрить Scrum-методологию в проект.
0. Обучить команду
Важно, чтобы все специалисты на проекте понимали, как работает Scrum. Чтобы сотрудники быстрее осознали, что такое Scrum, используйте систему для обучения сотрудников Minerva Learn. В ней легко составлять уроки, тесты и практические задания, а при необходимости обновляйте контент, чтобы знания оставались актуальными.
Экран страницы обучения в Minerva Learn
1. Распределить роли
В каждой Scrum-команде есть ключевые роли. Перед стартом работ нужно определить, кто будет владельцем продукта, кто — Scrum-мастером, а кто войдёт в состав команды разработчиков, то есть всех остальных специалистов проекта.
2. Создать бэклог продукта
В начале итерации нужно собрать общую встречу команды и всем вместе обсудить требования заказчика, а затем сформировать бэклог продукта, расставить задачи по приоритетам и согласовать итоговый список с заказчиком.
3. Запланировать спринт
Далее из верхней части бэклога участники должны выбрать задачи для ближайшего спринта и распределить их между собой. Ещё на этом этапе члены команды согласовывают ресурсы и критерии успеха для каждой задачи.
4. Проводить стендапы
После распределения задач начинается спринт — команда уходит в работу. Важно соблюдать события Scrum и ежедневно собираться на короткие встречи на 10–15 минут — дейли-митинги. Они позволят всей команде держать руку на пульсе.
5. Протестировать продукт
Проверяем продукт или его отдельные части на работоспособность: работают ли функции и насколько корректно, соответствует ли продукт требованиям заказчика на этом этапе.
6. Провести обзор спринта и ретроспективу
В конце итерации важно провести две встречи: обзор и ретро. На обзоре команда показывает работу заказчику и получает отзывы. На ретроспективе коллеги между собой обсуждают, что в спринте прошло хорошо, а что можно улучшить и как это сделать.
7. Повторить процесс
После получения отзывов команда приступает к доработкам, то есть возвращается к этапу планирования спринта и распределения задач из бэклога. И далее всё идёт по перечисленным шагам снова.
Если в процессе работы возникают ошибки, например сроки спринта не соблюдаются, то владелец продукта и команда корректируют план, перераспределяют задачи или изменяют приоритеты. Основная идея Scrum — это регулярное получение фидбэка и адаптация процесса на основе фактов, а не предположений.
По каким принципам работает Scrum-команда
Чтобы подход реально работал, важно, какие ценности лежат в основе методологии. Вот ключевые принципы, на которых держится работа по Scrum:
Постоянное совершенствование. Команда регулярно анализирует работу на ретроспективах и ищет, что можно улучшить в процессах, в коммуникации или во взаимодействии с заказчиком. Scrum не про идеальный процесс с первого раза, а про то, чтобы каждый спринт становился лучше предыдущего.
Автономность. Каждый участник несёт ответственность за свою часть работы и общий результат. Команда сама решает, как лучше выполнять задачи, распределяет роли внутри и не зависит от контроля извне. Это позволяет быстрее принимать решения и гибко реагировать на изменения.
Кросс-функциональность. Scrum-команда собрана так, чтобы внутри неё были все нужные компетенции для выполнения задач от и до — без постоянного привлечения внешних специалистов. Это делает команду самостоятельной и помогает двигаться быстрее.
Прозрачность. Все члены команды имеют доступ к информации о проекте. Цели, задачи, приоритеты и статусы всегда на виду. Благодаря этому каждый понимает, как его работа влияет на результат, может вовремя внести предложения или обозначить проблему.
Фокус на ценностях. Работа строится вокруг самых важных задач, которые приносят наибольшую ценность заказчику. При этом команда регулярно пересматривает приоритеты, чтобы быть уверенной, что она движется в правильном направлении и делает продукт, который нужен рынку.
Scrum, канбан и Agile: в чём разница?
Scrum является частью Agile. Часто их путают и используют как синонимы, но это неверно. Scrum — это конкретный фреймворк в рамках Agile, а сам Agile — это общая философия и набор ценностей.
На примере тайм-менеджмента: Agile — это идея о том, что временем нужно управлять эффективно, а Scrum — это как метод Pomodoro с чёткими отрезками, перерывами и правилами. У него своя структура и свои этапы, но всё это в духе Agile.
Ещё частью Agile является канбан. Он сосредоточен на визуальном управлении потоком задач с помощью доски и карточек. В Kanban нет фиксированных итераций и новые задачи могут добавляться в любой момент.
Кому подойдёт Scrum, а кому нет
Scrum отлично внедряется в проекты в сферах, где важно быстро запускать продукты, получать отзывы и вносить изменения на ходу: IT, маркетинг, ретейл, образование, производство и так далее. Также Scrum любят стартапы, да и вообще все, кому важна скорость, прозрачность и гибкость процессов.
Однако Scrum не подойдёт проектам, где есть жёсткие рамки по бюджету и срокам. Если продукт будет работать только в полноценном виде, а его части не несут ценности по отдельности, то такая методика может не дать желаемых результатов. Например, такой подход не подойдёт для производства электроники, где одна деталь не играет роли, а важен продукт целиком.
Выбор зависит от конкретных задач: если нужна гибкость, частые итерации и возможность корректировать курс на лету — выбирайте Scrum. А вот если результат нужен целиком и сразу, без промежуточных версий, то лучше рассмотреть другой подход.